Собор Парижской Богоматери: история создания символа французской столицы


Собор Парижской Богоматери: история создания символа французской столицы


Содержание:
  • История Собора Парижской Богоматери
  • Особенности Собора Парижской Богоматери
  • Легенды Собора Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери был не одно столетие символом столицы Франции.

Создали его на месте римского храма, посвященного богу Юпитеру, который, с приходом христианства, был разрушен и там построили бизилику, информирует Информинг.Ру.

Читайте на Информинг.Ру: Пожар в соборе Парижской Богоматери


История Собора Парижской Богоматери

Строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) началось в 1163 году. Его инициировал епископ Парижа Морис де Сулли. Вначале были возведены хоры, а в период между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни. Позднее в нефах и хорах возвели капеллы. Их возведением руководил Жан Шелл.

Примерно в 1250 году по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрейля. И только в 1345 году строительство собора завершили.

Собор Парижской Богоматери: история создания символа французской столицы

Нотр-Дам де Пари в 13-14 веках был центром духовной власти Франции. В соборе действовала семинария, которая выпустила шесть епископов.
В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент Франции. В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя – Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.

В период, когда королем стал Людовик XIV, собор Нотр-Дам де Пари начал терять свою значимость. В это время были разграблены гробницы, которые находились в его храмах, а уникальные витражи в розах разбили и уничтожили.

Французская революция еще больше усугубила положение собора. Лидер якобинского движения Робеспьер и вовсе хотел его уничтожить. Но жители Парижа, по сути, выкупил его, поскольку захотели сохранить этот величественный собор.

Сбор Нотр-Дам де Пари удалось спасти. Но его отделка была разрушена. Скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули . Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Вновь ожил Нотр-Дам де Пари уже в период, когда к власти вернулся Наполеон I. Его обновили, и после этого Наполеон там прошел процедуру коронации как император. Правда полностью тогда его вернуть к прежнему помпезному виду не удалось. Для проведения церемонии стены здания пришлось задрапировать и украсить цветами.

Революции, войны, человеческая жадность не пошли на пользу собору. Но парижане все же решили его сберечь. В 1844 году под руководством Э.Э. Виолле ле Дюка были начаты восстановительные работы, которые завершились спустя 20 лет. Но его былое величие было утрачено.

Собор Парижской Богоматери становился объектом вдохновения многих творческих людей. О соборе можно узнать и в одноименном романе Виктора Гюго. Писатель детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму Парижа.

Виктор Гюго много раз хлопотал о возрождении Нотр-Дам де Пари. Его настойчивость в этом вопросе принесла плоды. В 20-х годах XIX столетия началась долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери: история создания символа французской столицы

Архитектор Виолл ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания. Хотя по мнению некоторых специалистов, в ряде моментов он переусердствовал, из-за чего эту реставрацию можно смело назвать новоделом.






Тем не менее, в ходе этой реставрации были восстановлены статуи на фасадах, а их оригиналы тогда передали в Национальный музей Средневековья Франции. У собора вырос новый шпиль. Но больше всего споров вызывали скульптуры горгулий, которые архитектор добавил на водосливные трубы и кровли.

В современное время фасад собора тщательнейшим образом очистили и отмыли от вековой грязи и пыли, в результате отчётливо проявилась восхитительная резьба в порталах собора.

Особенности Собора Парижской Богоматери

В архитектуре здания гармонично сочетаются романский стиль и готика. Главная визуальная деталь, привлекающая внимание при взгляде на экстерьер собора — его две башни высотой 69 м каждая. Длина помещения — 130 м, на которых одновременно может разместиться до 9 тыс. человек. Само здание имеет три яруса.

Фасад Нотр-Дама имеет три входа, каждый из которых украшен сюжетными скульптурными композициями, рассказывающими историю человечества от изгнания первых людей из рая до самого момента Страшного Суда.

В соответствии с готическими традициями оформления интерьеров здесь нет настенной росписи. Визуально оживляют и придают яркость внутреннему пространству витражные композиции на окнах.

Собор Парижской Богоматери: история создания символа французской столицы

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого дьявола.

Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно. Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой.

Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно.

Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять всю Библию.

Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром.

Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: