Средневековая Скандинавия: эпос и мифология


Средневековая Скандинавия: эпос и мифология


Нам хорошо известна яркая история походов викингов 9–11 столетий. Но повседневность и культура средневековой Скандинавии также заслуживает внимания.

Альтинг: «народовластие» в Исландии



О культурной и общественной жизни скандинавов в 9−11 вв. рассказывают исландские литературные произведения. Исландцы не только сохранили язык, традиции и обычаи древней Скандинавии, но также смогли значительно обогатить культуру северных стран.
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Средневековая карта Исландии. Источник: Pinterest
Около 870 года жители Норвегии начали перебираться в Страну льдов. Название, данное колонистами острову, безусловно, оправдывало себя: льды, гейзеры, вулканы, чёрный песок, отсутствие древесины и каменистая почва. Однако у берега находились просторные пастбища, на которых можно было пасти скот. Это обстоятельство послужило поводом к переезду на остров скандинавских земледельцев. Немалую роль в переселении сыграла агрессивная и суровая политика Харальда Прекрасноволосого, который занимался объединением Норвегии.
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Переселенцы у берегов Исландии. Источник: Pinterest

Заселение острова перешло к финальной стадии около 930 года: хутора земледельцев и скотоводов заполонили прибрежные районы, и вскоре вся Страна льдов была разделена на четыре административные единицы. В каждой находился свой судебный орган — тинг, который подчинялся общему собранию — альтингу. Последний являлся местом не только законотворчества и решения общеисландских проблем, но также давал людям возможность познакомиться со своими земляками, послушать саги и узнать свежие новости.
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Собрание у древних германцев. Источник: Pinterest

Процедура ежегодного проведения альтинга выглядела примерно следующим образом. Хранящий в своей памяти правовые обычаи «законоговоритель» взбирался на «Скалу закона» и вещал для всех собравшихся. Собственно, другой власти в Исландии не существовало. Как и вооружённых сил: окружённый морями и океаном остров был хорошо защищён природой. И вплоть до 13-го столетия ничего не менялось, все вопросы решались с помощью народовластия. В отдельных регионах Исландии силу набирали крестьянские вожаки, которые брали на себя и жреческие функции. В начале второго тысячелетия на альтинге обитатели Исландии решили принять христианство.
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

«Законоговоритель» на альтинге. Источник: Pinterest

Исландские саги



Как было сказано ранее, жители Страны льдов оказали огромное влияние на культурное развитие Северной Европы. Ведь именно они смогли сохранить древнегерманские легенды и сказания. Поэты-скальды родом из Исландии невероятно ценились при дворах молодых королевств Норвегии, Швеции и Дании. Прославляя подвиги монархов и поднимая боевой дух дружин, они снискали себе славу. Память о своих предках исландцы сохранили в сагах. Особой популярностью пользовались песни о героях и богах, которые перекочевали из устной традиции в письменную только к 13-му столетию.
Искусство стихосложения ценилось не меньше, чем умение орудовать мечом и ездить верхом. Скальдическая поэзия стала особым жанром, писать в котором было дано далеко не каждому. Дар такого поэта называли не иначе как «брагой Одина», «дивным даром» и «мёдом поэзии».
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Снорри Стурлусон. Источник: Pinterest




Известный историописец 13-го столетия Снорри Стурлусон, благодаря которому нам известны «Младшая Эдда», «Круг земной» и «Сага об Эгиле», утверждал, что скальды не приписывали героям своих саг деяний, которые они не совершали, ибо «это было бы насмешкой, а не хвалой». Традиции устного творчества в целом были незыблемы.

К сожалению, часть произведений, написанных на пергамене, сгинула в пожаре в Копенгагене в 18-м веке.

Мирная жизнь исландцев и скандинавская мифология



По сути, картина мира у жителей холодного острова не сильно отличалась от их континентальных собратьев и предков. Собственная усадьба, огороженная частоколом — натуральный прообраз Мидгарда. Он же — человеческий мир, который возделывают сами люди. Вокруг простирался враждебный мир — Утгард, где проживали хтонические существа и всевозможная нечисть. Дословно, Утгард — пространство, расположенное за оградой. Человеческое воображение рисовало и место, где находилась высшая сила — Асгард.
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Один на Слейпнире. Источник: Pinterest

В усадьбе Асов проживали бессмертные боги, которые ожидали финальной битвы с чудовищами и гибель мира. В Вальхалле за столом собирались павшие воины и пировали вместе с верховным богом Одином. Его сын Тор постоянно совершал вылазки в Утгард и громил йотунов — ледяных великанов. Безусловно, культ войны присутствовал у германских народов ещё с начала первого тысячелетия нашей эры.

Но в мирное время боги могли помочь и в хозяйских делах. Тор был другом земледельцев, Фрейр и Фрейя помогали им с урожаем, а мудрый одноглазый Один, похитивший у великанов «мёд поэзии», даровал его скальдам.
Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Тор ловит Ёрмунганда. Источник: Pinterest

К богам относились с доверием, но при этом когда Асы не подавали знаков и не помогали, люди переставали приносить им жертвы и отказывались от дружбы с тем или иным представителем Асгарда.

К началу процесса крещения скандинавских народов трактовка мифов и легенд претерпела изменения, и в конечном счёте у общества сформировались представления о богах как о древних правителях Швеции, Дании и Норвегии, которые лишь позже обрели божественную сущность.

Источники




  • Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее Средневековье: Проблемы социального строя и культуры. М., 1977

  • Роэсдаль Э. Мир викингов: викинги дома и за рубежом. СПб., 2001

  • Сванидзе А. А. Викинги — люди саги: жизнь и нравы. М., 2014

  • Стурлусон С. Круг земной = Heimskringla / под. ред. А. Я. Гуревича, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменского. М., 1980

  • Стурлусон С. Младшая Эдда / под. ред. О. А. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменского. М., 1970



Алексей Медведь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: