Электронные трудовые книжки с 2021 года
Переход на электронные трудовые книжки с 2021 года
Дума начала рассматривать законопроекты о переходе на электронный документооборот в трудовых отношениях. Нет сомнений, что внесенные по этому поводу правительством законы будут приняты. Это диктует сама логика времени.
Предпосылок к тому, чтобы все документы в России рано или поздно стали электронными, действительно очень много. Все мы успели привыкнуть к электронным билетам на поезда, безналичной оплате покупок в магазинах, онлайн-банкингу, электронным дневникам в школе и т.д. Введены электронные ПТС для новых автомобилей и т.д. Даже голосование на выборах в качестве эксперимента уже проводилось в Москве электронным способом — через интернет. За цифровизацией — будущее.
Для того, чтобы появились электронные трудовые книжки, технически также все готово. Вся инфраструктура, которой можно пользоваться для ведения такого документа и обмена информацией между работодателем и соответствующими госструктурами, уже есть. Она создавалась для других целей, но может использоваться и для введения с 2021 года электронных трудовых книжек.
Сами такие документы появятся в 2020 году. Но работодатели будут вести их параллельно с бумажными книжками. В течение года система будет окончательно обкатана, и с 2021 года бумажных документов почти не останется.
Сохранить за собой бумажную трудовую книжку с 2021 года или нет — будут решать сами работники. Те, кто захочет, чтобы трудовая книжка велась по-старому, должны будут написать заявление на этот счет своему руководителю. Все остальные по умолчанию будут переведены только на электронные книжки. Бумажные вернутся им в качестве памятного сувенира.
Преимущества и недостатки электронных трудовых книжек
Электронные документы в теории должны будут стать удобными и для работников, и для работодателей. Например, потеря бумажной книжки означает необходимость ее восстанавливать — а это беготня по прежним местам работы, на что уйдет уйма времени. Причем от утраты не застрахован никто — сейчас с этим столкнулись многие жители Иркутской области, чьи документы погибли от наводнения.
Еще от одной проблемы электронные трудовые книжки смогут дополнительно застраховать — это от неправильных записей, которые по ошибке совершают кадровики на предприятиях. Исправлять эти ошибки в бумажном документе сложно. Электронная система некоторые ошибочные записи просто не пропустит — вся информация будет проверяться через другие источники, а именно отчеты работодателя перед налоговиками, соцфондами и т.п.
Работникам не нужно будет запрашивать бумажные выписки из трудовой книжки, если такая выписка будет нужна. Сейчас на получение выписки нужно много времени — до трех рабочих дней. Выписку из электронного документа можно будет получить за одну минуту в личном кабинете в интернете.
Что касается недостатков, то потенциально им может быть плохая защита системы от хакеров. Утечка информации может быть использована против людей. Поэтому остается надеяться на то, что защита от взломов у системы будет современной и предельно надежной.