Озвученные Минздравом в начале сентября 2019 г. данные о росте продолжительности жизни россиян, вызвали среди них опасения нового роста пенсионного возраста. Поднимут ли до 70 лет пенсионный возраст, кого коснется повышение уже сейчас, предположения и выводы – в материале РосРегистра.
Глава Минздрава В. Скворцова заявила о том, что средний возраст россиян достиг 68,5 лет для мужчин и 78,5 – для женщин. По динамике роста продолжительности жизни, россияне опередили все государства мира.
В контексте начатой пенсионной реформы, подобное заявление вызвало у россиян настороженность. Ее усугубил депутат Госдумы Валерий Рашкин, обвинивший правительство в деятельности некой рабочей группы по оценке эффективности реформы. Причем, одной из задач данной группы заключается в том, чтобы выдать рекомендации по дальнейшему повышению возраста выхода на пенсию. Мысли Рашкина были оперативно и с негодованием отвергнуты, хотя не содержат в себе ничего необычного. Группа по оценке эффективности пенсионной реформы должна быть наверняка. Точно также, как возможны ее рекомендации, в т.ч. и по повышению пенсионного возраста. Представляется, что опасения относительно 70 –летнего пенсионного возраста смотрятся немного преждевременными. Тем более, что от самих опасений нет никакого прока, а есть вполне актуальная проблема увеличения существующего срока выхода на пенсию.
Что любопытно, но ни ПФР, ни Минтруд не дали комментариев по поводу заявления Рашкина. Больше всего в том, что дальнейшее повышение пенсионного возраста россиянам не грозит в ближайшие годы убеждает простой факт, что на пенсию и так стали выходить позже В 2019 году, сдвиг возраста выхода на пенсию, составит полгода (60,5/55,5). В 2020 году, он увеличится до года. Далее, срок будет нарастать до завершения реформы в 2028 году. Т.е., если решение и будет принято, то не ранее завершения предшествующего этапа.
Представляется, что российские власти не столько опасаются бунта населения, но не ходят повышать градус общего недовольства. Тем более, что для получения средств, по крайней мене, в среднесрочной перспективе, остаются ресурсная рента и растущие налоги. Впрочем, если внешний негатив сохранится, а реформа покажет неопределенные результаты, новое повышение может стать актуальным.