
Последние 3 года активно ведется строительство новых станций метрополитена, которые станут основными транспортными «артериями», соединяющими отдаленные уголки Подмосковья со столицей. Общая протяженность линий легкого метро в Подмосковье к 2025 г. должна составить около 245 км, а количество возводимых станций – от 45 до 50. Какие населенные пункты войдут в схему подмосковного метрополитена на 2020 г. и когда планируется открытие новых станций?
Содержание
- 1 Что такое легкое метро
- 2 Объем инвестиций
- 3 Текущая ситуация
- 4 Планы на будущее
- 5 «Легкое» в Балашихе
- 6 Одинцово – Лобня (МДЦ-1)
- 7 Нахабино – Подольск (МДЦ-2)
- 8 Дополнительные ветки метро
Что такое легкое метро
Легкое метро, которое также именуется как «рельсовый скоростной пассажирский транспорт», – это особый вид легкорельсового транспорта, позволяющий осуществлять пассажирские перевозки между разными населенными пунктами в максимально сжатые сроки. Согласно ГОСТ Р 52232-2004 «Вагоны легкого метро», максимальная вместимость одного вагона составляет 8 пассажиров на 1 м2, а номинальная – 200 человек для головного вагона с кабиной управления и 216 для промежуточного вагона.
Для сравнения: один вагон стандартного метро вмещает около 330 пассажиров (309 для первого и последнего вагона), а максимальная вместимость рассчитывается исходя из норматива в 10 человек на м2. Поезда легкого метрополитена насчитывают от 2 до 4 вагонов (длина до 60 м). Всего до 2025 г. планируется внедрить порядка 120 поездов.

Для легкого метрополитена показатель пассажиропотока исчисляется на уровне 10 тыс. человек в час в 1 направлении. В отличие от стандартного метрополитена, линии легкого метро располагаются над землей (в т.ч. на эстакадах) с небольшими участками тоннелей на пересадочных узлах, развязках или в центре населенных пунктов. Скорость движения новых подвижных составов составит 100 км/ч, что на 20 км/ч больше, чем скорость движения составов Кольцевого метрополитена.
Объем инвестиций
По данным А.Ю. Воробьева, губернатора Московской области, проект требует огромных капиталовложений. Так, лишь на одну линию «Балашиха – Подольск» будет затрачено порядка 14 млрд. руб. Затраты на первый пусковой комплекс составят более 100 млрд. руб. бюджетных средств. Реализация проекта обойдется в 240 млрд. руб., а за каждый новый км пути придется отдать от 1,5 до 2 млрд. руб.
Текущая ситуация
Идея строительства данного вида метрополитена в Московской области появилась еще в 2013 году. Благодаря более низкой стоимости альтернатива стандартного метро является отличным вариантом решения транспортной проблемы, возникшей после расширения территории Москвы в 2011-2012 гг.

Строительство подмосковного метрополитена, который свяжет между собой 20 населенных пунктов области, началось в 2019 г. За период 2019-2021 гг. планируется завершить часть работ и ввести в эксплуатацию 2 хорды общей протяженностью в 75 км:
- Южную хорду, которая охватывает такие станции, как м-н «Кузнечики», Новое Домодедово, Тупицино, Константиново, Ивановка, Раменское, Подольск и площадь Весенняя.
- Восточную хорду, включающую в себя остановки в Константиново, Лыткарино, Котельниках, Люберцах, Москве (станция «Некрасовка»), Реутове и Балашихе.
Пересадочные узлы будут находиться в:
- Подольске;
- Тупицино;
- аэропорте «Жуковском» и Люберцах;
- Реутове и Балашихе.
Общая протяженность путей составит более 245 км (из них 54 км будут приходиться на территорию Москвы). На схеме видно, что легкое метро в 2020-х годах будет охватывать такие населенные пункты, как:
- Климовск;
- Подольск;
- Химки;
- Балашиху;
- Одинцово;
- прочие подмосковные города.
Развитие легкорельсового транспорта в Москве и Подмосковье
Планы на будущее
Проект легкого метро в Подмосковье включает 4 основных этапа строительства в 2020-2025 г. Так, с 2022 г. начнется возведение Западной и Северной линии. Схема Западной линии включает в себя такие пункты, как:
- Москва (ст. «Пятницкое шоссе», «Волоколамская» и «Мякинино»);
- Подольск;
- Красногорск;
- Одинцово;
- Внуково.
Северная линия будет охватывать такие станции, как:
- Балашиха (в т.ч. легкое метро в Павлино согласно схеме на 2020-2025 гг);
- аэродром «Чкаловский»;
- Щелково;
- Ивантеевка;
- Пушкино;
- Королев;
- Мытищи;
- Долгопрудный;
- Шереметьево;
- Химки.
«Легкое» в Балашихе
В данном населенном пункте невозможно построить классический метрополитен, однако есть отличные перспективы для внедрения легкорельсового транспорта. Балашиха уже включена в специальный проект по связи 4 столичных аэропортов. Согласно схеме, представленной ниже, наземная станция в Балашихе будет находиться на месте вокзала. Внедрение нового вида транспорта в Балашихе позволит:
- снизить нагрузку на радиальные линии ж/д примерно на 15-20%;
- повысить привлекательность направления и повысить рентабельность рынка недвижимости.
То же самое касается и легкого метро в Красногорске, схема которого в 2020-х гг. предполагает важные инфраструктурные изменения.
Одинцово – Лобня (МДЦ-1)
По планам ветка «Одинцово – Лобня» должна стать первым МЦД. Ее протяженность составит более 52 км. Поезда будут преодолевать указанное расстояние всего за 1 час. Маршрут включит в себя около 27 остановок: по нему будет курсировать более 50 подвижных составов.
Развитие радиальных направлений
Планируется, что в период с 2020 по 2025 гг. запустят 7 главных диаметров, которые смогут охватить большую часть городов Подмосковья. Так, схема легкого метро в Железнодорожном позволит соединить городок с Нахабино и Одинцово прямыми маршрутами. В городе уже существует ж/д сообщение, состоящее из 10 станций, но действующая сеть не способна обеспечить нужный объем перевозок. Поэтому, согласно схеме легкого метро в Подмосковье, открытие которой запланировано на 2020-2021 гг., в Железнодорожном начнут появляться новые направления. Ветка свяжет:
- Лобню;
- Долгопрудный;
- Москву;
- Сколково;
- Одинцово.
Всего маршрут будет включать в себя 28 станций.
Нахабино – Подольск (МДЦ-2)
Вторая линия, которую могут запустить уже в конце 2020 – начале 2021 г., соединит такие населенные пункты, как:
- Подольск;
- Москва;
- Красногорск;
- Нахабино.
Ветка легкого метро «Нахабино – Подольск» будет включать около 38 станций + 2 станции МЦК.
Схема Московского метро на 2020 год
Дополнительные ветки метро
Помимо указанных направлений, к 2025 году запланировано строительство и запуск еще 3-х линий:
- МЦД-3 – от Зеленограда до Раменского;
- МЦД-4 – от Пушкино (Королев) до Раменского;
- МЦД-5 – от Зеленограда до Подольска;
- МЦД-6 – от Нахабино до Железнодорожного (МЦД-6);
- МЦД-7 – от Одинцово до Железнодорожного (МЦД-7).
Таким образом, в течение следующих 5 лет будут охвачены все основные направления Подмосковья. Люди, живущие в отдаленных уголках Московской области, смогут добираться от дома до работы и обратно в более комфортных условиях. Кроме того, нововведения выгодно сыграют на стоимости недвижимого имущества в Подмосковье, что весьма выгодно для владельцев жилья.
Предложения по развитию Метрополитена в Москве до 2023 г.