Российские власти вдохновенно реанимируют идею МТК «Север-Юг»


Российские власти вдохновенно реанимируют идею МТК «Север-Юг»

Невзирая на международные санкции против себя и Ирана, возможно и благодаря им, российские власти не оставляют попыток формирования международного транспортного коридора (МТК) «Мумбай-Хельсинки», более известного как «МТК Север-Юг».

Маршрут заявлен как конкурирующий с уже существующим транспортными потоком, проходящим от Мумбая в сторону Суэцкого канала, затем через Средиземное море, Гибралтар и Атлантику до Гамбурга.

Недостатков у нового МТК больше, чем этого бы хотелось. Прежде всего, он требует минимум трех дополнительных перевалок «море-наземный» транспорт, либо организации двух паромных переправ «Мумбай — Бендер-Аббас» и через Каспийское море.

Естественно, использование супер и даже «просто» морских судов невозможно из-за сухопутного характера значительного участка маршрута. Это накладывает серьезные ограничения на объем разовых отгрузок и стоимость их транспортировки.

Маршрут от иранских портов до южной кромки Каспийского мора еще необходимо обустраивать, а российская инфраструктура на северной кромке моря также не особо впечатляет. Проход судов по Каспию и, далее, по Волге – требует особого рассмотрения. Существующая железнодорожная инфраструктура в обход Каспия и по российской территории пока также не обладает значительным резервом пропускной способности.






Из выгод нового можно отметить то, что «Север-Юг» существенно короче огибающего все Европу морского маршрута. Как показывают расчеты, доставка целых групп индийских товаров в Россию не выгодна или невозможна из-за скоропортящегося характера фруктов, например. Если коридор окажется в достаточной степени скоростным и выгодным, если он не будет носить однонаправленного характера, то его жизнеспособность не станет нуждаться в дополнительных доказательствах.

Вопрос санкций также стимулирует развитие коридора, поскольку традиционные морские грузоперевозчики начинают отворачиваться и от России и от Ирана, и создание «собственного» транспортного коридора не помешает ни Ирану, ни России. Тем более, что и российская и индийская экономики весьма крупные и, ограниченно, самодостаточные. Плюс к тому, иранский рынок не мал и, что еще важнее, не освоен крупными международными конкурентами. Потому, борьба за транспортный коридор из относительно дружественной Индии в относительно дружественную Финляндию через партнерский Иран, находящийся в схожей ситуации санкций оправдана, даже если завершится неудачей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: