Колебания курса рубля удалось сдержать

Колебания курса рубля удалось сдержать

При нынешних ценах на нефть рубль укрепился бы до 50 руб. за доллар без бюджетного правила и прочих мер со стороны правительства. Об этом сообщил руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин в ходе ПМЭФ-2018.

По словам министра, в последние 3 года власть и Центробанк сконструировали бюджетную и монетарную политику таким способом, чтобы когда «растет цена на нефть либо падает цена на нефть, это не препятствовало бы экспорту и условия были стабильными».

«Если бы мы не сделали то, что мы сделали, в таком случае при цене 80 долларов за баррель рубль бы пошел туда, где он был до кризиса — 50 (руб.), и ниже бы туда уходил», — прибавил министр. «Поэтому, конкурентоспособность мгновенно бы это подкосило», — добавил он.

«Когда вы посмотрите на курс, он движется неизменно при незначительных колебаниях в последние пару лет независимо от того, что происходит с ценами на нефть. Тот механизм, который выполнен, как раз и демонстрирует устремленность правительства на улучшение международной торговли», — заявил Орешкин.

Бюджетное правило в России


В Российской Федерации «бюджетные правила» впервые были введены в 2004 г., когда был сформирован Стабилизационный фонд России, призванный обеспечивать равновесие (покрытие дефицита) федерального бюджета при уменьшении цены на нефть ниже базовой. Была определена стоимость отсечения (20 долларов за баррель нефти в 2004 г., 27 долларов в 2006 г.), и развитие фонда производилось за счет перечисления нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет больше цены отсечения. Динамика цен на нефть в те годы значительно опережала рост цены отсечения.



С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был поделен на Резервный фонд (сформирован для финансового обеспечения нефтегазового трансферта) и Фонд национального благосостояния (сформирован для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России).

Для развития бюджета на период 2008-2010 гг. были определены параметры: величина ненефтегазового дефицита бюджета — 4,7 % ВВП; нефтегазовый трансферт — объем нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета — 3,7 % ВВП; пороговый объем Резервного фонда был определен равным 10% ВВП, после преодоления порога нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

В связи с кризисом 2008 года новой ценой отсечения стал уровень 45-50 долларов за баррель нефти, который снабжал нефтегазовый трансферт на уровне 4,7% ВВП. В 2011 г. пороговый объем Резервного фонда был определен в размере 7% ВВП.

В 2012 г. были предложены изменения в «бюджетные правила», которые начали работать с 1 января 2013 года и содержали в себе два нововведения:

1) цена отсечения нефтегазовых доходов составляла 91 доллар за баррель нефти и больше не прогнозировалась, а рассчитывалась на основе статистических данных за прошлые годы как трендовый показатель;

2) объем расходов бюджета определялся как сумма ненефтегазовой прибыли и нефтегазовой прибыли в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1% ВВП.

Новая система бюджетных правил вступила в силу с 1 января 2018 года с учетом переходных положений и предусматривает объединение Резервного фонда с Фондом национального благосостояния на базе Фонда национального благосостояния.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 0