В Третьяковской галерее на выставке сегодня представлено более 200 работ Куинджи


В Третьяковской галерее на выставке сегодня представлено более 200 работ Куинджи

С 6 октября не только гости столицы, но и москвичи, обычно весьма тяжелые на подъем, устремились в Лаврушинский переулок. Причина особенная: в Инженерном корпусе, который находится рядом с основным корпусом и предназначен для временных экспозиций, открыта выставка картин Куинджи. На двух этажах представлено около 200 работ великого художника.

Такая выставка картин Архипа Куинджи в Третьяковской галерее проводится впервые за последние сто лет
В Третьяковской галерее на выставке сегодня представлено более 200 работ Куинджи


Особенность выставки заключается в том, что рядом с хрестоматийными полотнами, которые мы помним со школьных лет, можно увидеть многочисленные этюды, эскизы, наброски, свидетельства поиска художником идеального мира на полотне. Такая выставка проводится впервые за последние сто лет. Отдельные знаменитые произведения художника, кроме представленных в постоянной музейной экспозиции картин, демонстрировалось в 1992 году.

В бесконечных спорах знатоков можно услышать совершенно противоположные мнения. Новая демонстрация полотен и материалов подготовки к ним ставит точки на многими «i».  Ценность выставки именно в том, что посетители Третьяковской галереи могут сами, с учетом новой информации, заложенной автором в его работах, составить свое собственное мнение.

Нет дневников, практически нет никакого эпистолярного наследия. Причина проста: Архип был малограмотен и не любил писать. Отец умер, когда ему было три года. Следом не стало матери. Сын грека-сапожника из Мариуполя воспитывался небогатыми родственниками. Но дар божий проявился с детства: Архип рисовал и хотел рисовать.

Поводов для сочинения легенд о себе Архип Иванович оставил немало. Его фамилия по первым сохранившимся документальным записям была сперва Еменджи (на турецком означает трудовой человек). В документах переписи населения, проведенной в 1857 году, появился Куинджи, в виде на жительство Куюнджи (на турецком языке золотых дел мастер).

Экскурсоводы выставки рассказывают, как подросток добрался до Феодосии к И. Айвазовскому, мечтая стать учеником. Но его не приняли всерьез и доверили только покрасить забор. Подробностей о том, чем занимался, пока поступил в петербургскую Академию художеств, практически не найти. Сомнений нет в одном: писал картины, хотя большинство работ раннего периода не сохранились.

Сын сапожника Архип Куинджи стал профессором Академии художеств


Экскурсоводы выставки рассказывают, как подросток добрался до Феодосии к И. Айвазовскому, мечтая стать учеником. Но его не приняли всерьез и доверили только покрасить забор. Подробностей о том, чем занимался, пока поступил в петербургскую Академию художеств, практически не найти. Сомнений нет в одном: писал картины, хотя большинство работ раннего периода не сохранились.






В Академию художеств дважды поступал неудачно. Но в 1886 году добился своего: за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» получил звание свободного художника и право повещать занятия вольнослушателем.

Пройдут годы, и В.И. Куинджи станет профессором Академии, будет вести пейзажную мастерскую. К тому времени он будет миллионером. В его собственности в Петербурге три жилых дома на Васильевском острове, другая недвижимость на севере и на юге. Но деньги никогда не были главным в жизни. Куинджи щедро делился с коллегами, помогал Академии художеств, учредил премии для молодых дарований.

Искусствоведы выделяют двадцатилетний период так называемого затворничества, когда А.И. Куинджи резко прекратил участие в выставках передвижников и в любых других показах. В газетах появились критические статьи: художник себя исчерпал, выдохся. Все как раз наоборот: поиски продолжались, создавались новые произведения, который опровергали устоявшиеся рамки и шаблоны. В экспозиции представлена значительная часть работ этого времени. За 20 лет было написано более 500 живописных произведений, сохранилось около 400 графических набросков и этюдов.

Первая картина Архипа Куинджи, купленная Третьяковской галереей 145 лет тому назад, тоже экспонируется на выставке


Картины лучше увидеть на выставке. Каждая из них особенная по-своему. Экскурсоводы останавливаются у полотна «На острове Валааме». Это первая картина Куинджи, которую П. Третьяков купил в 1873 году. Север так пленил художника, что Архип Иванович повез свою молодую супругу в свадебное путешествие не на юг и не за границу, а на Валаам. Брак был счастливым и отличался взаимопониманием.

«Лунная ночь на Днепре» и сегодня поражает сочетанием света и теней, хотя краски от времени несколько блекнут. Известна история с выставкой одной картины, устроенной в 1889 году. В отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской в Санкт-Петербурге была показана именно «Лунная ночь на Днепре». Посетители так были впечатлены, что проверяли, нет   ли за полотном электрической лампочки, настолько реально светятся лунные лучи и отражаются в фосфоресцирующих водах реки.

Умер художник на руках у своих учеников в 1910 году. Похоронен был на Смоленском кладбище. Через четыре десятилетия прах перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре.

Специалисты сегодня находят в творчестве Куинджи, особенно периода «затворничества» и более позднего, черты преображенного романтизма, нового реализма, импрессионизма, рождавшегося на рубеже 19 и 20 веков символизма. Картины, графика, наброски, этюды представлены в разделах «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности», «Опережая время» из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, некоторых других музеев и частных коллекций. Выставка открыта до 17 ноября.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: