Как улучшить память, или Медвежья услуга компьютера


Зачастую активные пользователи социальных сетей заходят в Интернет не только между делом, но и вместо дела. К чему приведет такая зависимость подростков и молодежи от гаджетов? Это беспокоит каждого родителя, с грустью наблюдающего, как родное чадо часами «зависает» у компьютера, не расстается со смартфоном и прочими устройствами.

Такое беспокойство начинает проявлять не только старшее поколение, но и молодежь. Одно из свидетельств этого –

исследование первокурсницы Богородского филиала Нижегородского медицинского колледжа Веры Мосяевой на тему «Влияние компьютера на память человека».

Эта работа, подготовленная студенткой под руко-водством педагогов Н.А. Куль-

пиной и Е.Е. Минеевой, бы-

ла представлена на III Всероссийской (14-й межрегиональной с международным участием) научной сессии молодых ученых и студентов «Современное решение актуальных научных проблем в медицине», состоявшейся в марте этого года

в Нижегородской государственной медицинской академии.

Доклад студентки из Богородска был встречен с большим интересом участниками секции «Информационные технологии в здравоохранении и медицинском образовании» и отмечен дипломом второй степени.

Мы попросили автора работы рассказать о том, как проводилось исследование и к каким выводам она

пришла.

– Начав искать ответ на вопрос, какое влияние оказывает компьютер на память человека, я предположила, что влияние это негативное, – рассказывает Вера. – Я сама стала замечать, что память начинает иногда подводить меня. В современных условиях это вполне объяснимо: зная, где быстро можно найти любую информацию, мы не стараемся запомнить ее; излишне часто доверяем компьютеру и телефону то, что не мешало бы отложить в своей голове.

Для проверки этих предположений одной из учебных групп Богородского филиала медицинского колледжа было предложено принять участие в эксперименте.

Вначале провели среди испытуемых анонимное анкетирование. Вопросы касались использования студентами компьютеров.

Его результаты показали, что лишь малая часть студентов (13 %) проводит за компьютером или телефоном менее трех часов в день. Остальные –

больше. У 34,8% постоянно открыты в телефоне какие-либо приложения. При этом большинство (82,6 %) испытуемых «сидит» в Интернете для использования социальных сетей, и лишь 8,7 % – для поиска учебной информации.

Мы предложили группе старшекурсников проверить память. Представили им таб-

лицу, в которой записаны в хаотичном порядке двузначные числа. Смотря на нее в течение 20 секунд, нужно постараться запомнить максимальное количество цифр, затем воспроизвести то, что запомнилось, на бумаге. Количество правильно записанных чисел и есть объем оперативной памяти. В норме он составляет от пяти до девяти единиц. По этому объему можно определить успешность освоения человеком любой деятельности.

Затем четверокурсникам было предложено проверить объем оперативной памяти до и после интенсивной работы на компьютере. Эксперимент привел к следующим результатам: у 78,3 % испытуемых объем оперативной памяти после работы за компьютером уменьшился.






Таким образом, предположения о негативном влиянии гаджетов на память подтвердились экспериментальным путем.

Многообразие информационных технологий растет с каждым годом, а вместе с ним и их влияние на нашу жизнь, на нас самих. Это влияние далеко не положительно сказывается на здоровье, в большей степени – на высшей нервной деятельности, в том числе памяти человека.

Но вредное влияние гаджетов на здоровье можно уменьшить, если выполнять несколько простых правил: ограничивать время, проведенное за компьютером или телефоном, давать своему организму отдых от негативных воздействий, укреплять здоровье, находить менее вредные способы того, как проводить свободное время.

И память тренировать не только можно, но и нужно. Чем лучше развита память, тем дольше мы может сохранять ясность ума. Еще Цицерон говорил: «Память слабеет, если ее не упражняешь!»

Упражнять память можно только через ее основную функцию – запоминание. Поэтому мы посоветовали студентам запоминать как можно больше информации, не полагаясь на медвежью услугу компьютера. Студентам были даны рекомендации по улучшению памяти – начиная от питания до разного рода тренингов и техник. Не нужно бояться перегрузить память – она удаляет ненужную информацию.

На заметку студентам и школьникам  

1. Помните!

Непроизвольная память сильнее произвольной, поэтому создайте обстановку, способствующую запоминанию материала:

– выключите телевизор, телефон, музыку, чтобы ничто не мешало и не отвлекало;

– избегайте ярких контрастных цветов (например, елочная гирлянда);

– уберите лишние книги, тетради, открытки.

2. Логическая память позволяет заучивать материал быстрее и на более длительное время, чем механическая. Поэтому не пытайтесь зазубрить, пытайтесь понять, связать со своим опытом, провести аналогию.

3. Во время учебы желательно задействовать все типы памяти. Например, прочитав главу, пересказать ее, написать краткий конспект или сделать иллюстрации к материалу.

4. Структурируйте и укрепляйте информацию, чтобы упаковать ее не более чем в семь логических блоков.

5. Попытайтесь сделать запоминание интересным

и нужным.

6. Старайтесь запоминать с использованием эмоций. Например, читая текст про волка, представьте холодный блеск его глаз, жесткую шерсть, как он бежит за добычей и как вы пытаетесь удрать от него. Материал запомнится быстрее.

7. Физическая активность абсолютно необходима, нагрузка увеличивает поступление кислорода в мозг.

8. Улучшают память витамины группы В, которые содержатся в горохе, овсяных хлопьях, грецких орехах, неочищенном рисе, зеленых овощах, мясе, молочных продуктах.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: