Массовое увольнение онкологов в клинике им. Блохина
Скандал в НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ имени Блохина набирает обороты. Врачи онкоцентра записали видеообращение, в котором пригрозили массово подать заявления об увольнении, если Минздрав не отстранит новое руководство клиники. Сотрудники жалуются на отсутствие ремонта и непрозрачную систему выплаты зарплат. Что происходит и чем это может кончиться?
Происходящее в клинике им. Блохина напоминает либо сценарий остросюжетного фильма, либо вообще нечто в жанре «хоррор». Конфликт в этом медучреждении вспыхнул ещё в августе, однако именно сейчас врачи одного из главных детских онкологических центров начали по-настоящему бить тревогу.
Врачи записали видеообращение, в котором рассказали о притеснениях со стороны нового руководства, отсутствии ремонта в клинике, задержке сдачи в эксплуатацию новых корпусов и непрозрачной системе начисления зарплат. Врачи поставили ультиматум – либо новый руководитель Светлана Варфоломеева будет уволена, либо уйдут они. Четверо записавших это видео врачей говорили от имени 26 сотрудников медучреждения.
После этого вышестоящий директор центра профессор Иван Стилиди заявил, что освободил от должности заведующего отделением трансплантации костного мозга Георгия Менткевича, который принимал участие в записи обращения. Стилиди сообщил также, что Менткевичу вынесен выговор «за хамское поведение».
1 октября на ситуацию отреагировал Минздрав, и встал он на сторону руководства, а не врачей. Министерство создало специальную комиссию, которая до 10 октября будет рассматривать обстоятельства конфликта. Но предварительно комиссия уже решила, что врачи не правы.
Новый виток конфликта
В своём обращении врачи центра им. Блохина заявили, что клиника переполнена, пациенты находятся в ужасных условиях, так как в палатах отсутствует нормальная вентиляция, а «стены проедает плесень». В этом месте видеообращения показаны кадры стен клиники, на которых осыпается штукатурка.
Онкологи заявили, что клиника давно ждёт переезда в новые корпуса, сдача которых в эксплуатацию год за годом откладывается по непонятным причинам. Врачи также сказали, что их зарплаты начисляются непрозрачно, а размер выплат зависит от лояльности руководства.
Мы объявляем о своём решении уволиться, поскольку новое руководство онкоцентра не даёт нам честно выполнять свой врачебный долг,
– сказал замдиректора института детской онкологии Максим Рыков.
Фото: Михаил Александров/ТАСС
Более того, врачи сказали, что новое руководство само подталкивает их к увольнению.
Мы обращались ко всем представителям власти, но нас не услышали. Теперь мы обращаемся ко всем гражданам России,
– сказали врачи.
На самом деле врачам сложно не поверить. Маленькие, а порой даже нищенские зарплаты медработников разного профиля в России – это уже не новость. И врачи клиники им. Блохина ведь не первые, кто жалуется на жёсткие условия работы при откровенно мизерных зарплатах. А в данном случае, напомним, речь идёт о детском онкологическом центре.
И даже если не делить всех причастных к конфликту на правых и виноватых, очевидно главное – эта ситуация не является нормальной. Ненормально, что врачи жалуются на условия труда, ремонт и маленькие зарплаты. Ненормально, что руководство выносит обсуждение в общественное поле, а затем врачи в этом же поле записывают обращение к гражданам России. Наконец, ненормально, что Минздрав, едва только начав разбираться, уже делает «предварительное заключение» о том, кто прав, а кто нет.
Так, в комментарии министерства на его сайте сказано следующее:
Выступления четырёх врачей НИИ детской онкологии и гематологии являются грубым нарушением врачебной этики и деонтологии. Комиссия продолжает свою работу, результаты будут доведены до общественности через средства массовой информации.
Комиссия установила следующее: за период, когда клинику возглавляет главврач Светлана Варфоломеева, увольнений сотрудников не было. Участвовавшая в обращении врач Наталья Субботина была ещё при прежнем руководстве переведена с полутора ставок на одну ставку из-за неких дисциплинарных нарушений. Наконец, Минздрав считает, что претензии врачей попросту необоснованны.
«Требования, которые предъявляет к коллективу директор С.Р. Варфоломеева, являются абсолютно обоснованными, соответствуют современным подходам и повышают качество лечения больных. Эти требования выполняются во всех других онкологических институтах страны», – сказано в заявлении Минздрава.
Между молотом и наковальней
Врачи в клинике им. Блохина, таким образом, оказываются заложниками ситуации. Они работают в условиях, с которыми не хотят мириться. С другой стороны, против них выступило абсолютно всё начальство единым фронтом, включая даже Минздрав. И единственное, чем могут пригрозить врачи, – собственное увольнение.
Напомним, что ранее руководство центра им. Блохина заявляло, что никто из сотрудников не был уволен. Однако Иван Стилиди уже подтвердил, что после начала конфликта получил заявления об увольнении от пятерых врачей. Пока эти врачи не уволены. Здесь стоит отметить, что в видеообращении врачи говорят уже о том, что уволиться намерены 26 врачей. И это уже совершенно другой расклад, который будет означать, что клинка окажется обескровленной.
Особняком в этом конфликте стоит вопрос зарплат. Ведь врачи пожаловались, что выплаты им были сокращены, причём делается это в «законном» порядке – их штрафуют, объявляют выговоры.
Некоторые врачи заявили, что получили зарплату меньше 20 тыс. рублей, в ряде случаев – в размере 10 тыс. рублей. По версии начальства, ряд медсестёр и правда получили меньше 20 тыс. рублей, а врачи-онкологи – менее 40 тыс. рублей. В медицинском центре также отметили, что речь идёт о снижении так называемых стимулирующих выплат.
Спустя всего несколько недель директор медучреждения Иван Стилиди объявил совсем другие цифры. По его словам, в первые шесть месяцев научные сотрудники центра в среднем получали 169 тыс. рублей, врачи – 179 тыс., медсёстры – 86 тыс., санитарки – 66 тыс. После сокращения зарплат в июле в августе научные сотрудники в среднем зарабатывали 173 тыс., врачи – 155 тыс., медсёстры – 81 тыс., санитарки – 61 тыс.
Директор НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Иван Стилиди. Фото: Михаил Александров/ТАСС
Итак, перед нами сразу три «правды». Первая – врачебная, в которой говорится о зарплатах менее 20 тыс. рублей. Вторая «правда» – ещё недавние заявления руководства о том, что зарплаты реально снизились, но врачи-онкологи не получают меньше 40 тыс. рублей в месяц. И, наконец, есть третья «правда» – с цифрами далеко за 100 тыс. рублей.
В формулировке о зарплатах порядка 169 тыс. рублей следует обратить внимание на уточнение «в первые шесть месяцев научные сотрудники центра в среднем получали». Речь, таким образом, не о единовременных выплатах, а о сумме, которую следует делить на шесть месяцев – то есть чуть более 28 тыс. рублей. К тому же в формулировке руководства есть уточнение «в среднем», а среднее значение высчитывается из общей суммы, полученной всеми сотрудниками за период. К сотрудникам также, несомненно, относится и новое руководство, «повлиявшее» на статистику.
Именно поэтому в конфликте врачей и руководства стоит смотреть на точные цифры, а не средние за период. Также, очевидно, с ситуацией должен поработать Минздрав, и если клинике нужны новые корпуса, то нужны. Если зарплаты сократили, а начальство в этом всё-таки призналось, то их следует восстановить, а не заявлять о неэтичном поведении врачей, которые просто не имеют возможности защитить свои права иначе, кроме как обратиться в публичное пространство.
Реальные проблемы
Врач-онколог из отделения трансплантации костного мозга клиники им. Блохина Игорь Долгополов рассказал Царьграду, что ситуация в клинике очень сложная. Он подтвердил, что в медучреждении тяжёлые условия и очень давно не было ремонта.
Дело всё в том, что, действительно, у нас старое здание, не только в детском институте, но и во взрослом, и в переливании крови, в лаборатории капитального ремонта не было со времён его постройки, со сталинского времени. Поэтому, конечно, условия такие, что в мире такие здания сжигают. Это правда,
– сказал он.
Долгополов добавил, что он работает в клинике уже 22 года, и всё это время идут разговоры о ремонте. За это время несколько раз делался косметический ремонт или локальный ремонт, когда ситуация была уже совсем плохая.
«Потому что все ждут переезда в новый детский институт, который всё обещают, уже 22 года, кстати сказать. Так вот, официального приказа о закрытии отделения я, как главный научный сотрудник, и никто из нас не видел. Сметы работ не видел, плана работ не видел. Слухи ходят, но это всего лишь слухи, я не думаю, что их надо повторять. Вот это моё мнение», – отметил врач.
На вопрос о том, действительно ли в здании растёт плесень на стенах, сотрудник ответил, что там есть не только плесень, а настоящие грибы – «как в лесу поганки». И это не новая проблема для таких учреждений, сказал врач.
«Действительно, грибы – проблема есть, и она не только у нас. Она есть в любой больнице мира и России, понимаете? Откройте статьи: грибная проблема – номер один в мире в онкологических стационарах», – отметил он.
Долгополов также заявил, что такие условия в здании опасны как для детей-пациентов, так и для врачей, которые работают уже по 30 лет. Для детей она опасна вдвойне, так как речь идёт о снижении иммунитета.
Позиция «Альянса врачей»
Иван Коновалов, пресс-секретарь профсоюза «Альянс врачей», опубликовавшего видеообращение сотрудников центра им. Блохина, ещё в августе подтвердил Царьграду, что врачи клиники были переведены на полставки «из-за экономической ситуации». Также заявлялось о том, что ряд сотрудников могут быть уволены по тем же соображениям.
Да, собственно, у нас эта информация от самих медиков. Они нам присылали копию приказа, где написано о том, что в связи с тяжёлой экономической ситуацией там сокращают ставки врачей,
– сказал он.
Глава «Альянса врачей» Анастасия Васильева заявила Царьграду, что уволенный с выговором Георгий Менткевич сегодня, 1 октября, передал ей толстую стопку заявлений врачей центра им. Блохина.
«Я, честно говоря, не успела их сосчитать. Потому что мне Георгий Менткевич отдал стопку. Больше десяти точно. Десять плюс, не знаю сколько. Там ещё не всё отдали, с утра не все успели, потому что кто-то был занят, ещё, скорее всего, будут заявления. Ну и всё. Я пошла к директору, отдала секретарю. Секретарь сказала, что директора сегодня не будет, но заявления приняла», – сказала Васильва.
На вопрос о том, что же не устраивает врачей клиники, она ответила, что дело в отношении.
«Не устраивает отношение, прежде всего, руководства. Невозможно совершать такую сложную тяжёлую работу под давлением руководства. Первое, что сделала Варфоломеева, она вызвала Максима Юрьевича и предложила ему уволиться. Странное начало руководства НИИ. И она предлагала увольняться не только ему, а многим другим докторам. И очень странно, что они теперь недовольны этим процессом. Потому что вроде как она к этому и стремилась, она же принуждала к увольнению, она же говорила: пишите заявления по собственному желанию», – сказала она.
Фото: De Visu / Shutterstock.com
По её мнению, позиция Минздрава сейчас выглядит «странно», словно бы наверху испугались общественного мнения и начали искать выход из ситуации.
«То, чем они объяснили низкие зарплаты, очень смешно – нарушением дисциплины. Но это вообще ни в какие рамки не лезет. Ну какой дисциплины, детский сад вспоминаем. И они посчитали видеообращение врачей нарушением этики. Ну, это тоже, конечно, смешно, потому что мы все свободные люди, наверное, мы имеем право высказывать свою точку зрения. Врачи – не рабы и не вещи. Наверное, они имеют право свою точку зрения не просто высказывать, а даже и отстаивать в какие-то моменты», – заявила Васильева.
Подводя итог, следует сказать о трёх важных вещах. Первое – конфликт в старейшем в стране онкологическом центре не является нормой. Работа онколога очень трудна, а когда речь идёт о детях, страдающих онкологией, то комментарии вообще излишни. Второе – позиция Минздрава о нарушении этических норм и дисциплинарных взысканиях никоим образом не умаляет проблемы с тяжёлыми условиями труда в здании, где давно не было ремонта, а на стенах, по словам самих врачей, растут плесень и грибы.
Третье – комиссия Минздрава будет работать до 10 октября. За это время из клиники такими темпами успеют уволиться практически все сотрудники. И это значит, что проблема, видимо, решится раньше, чем сроки окончания работы комиссии, которая на данном этапе выполнила лишь роль статиста, формально встав на сторону руководства с тем, чтобы разобраться лишь впоследствии. Однако проблему решать следует немедленно.
Скандал в онкоцентре Блохина. Под угрозой жизни детей
Генпрокуратура проверяет онкоцентр им.Блохина после жалоб пациентов на поборы
Коррупционные метастазы: кто выживает врачей из онкоцентра им.Блохина
Обсудим?
Смотрите также: